Как поддерживать здоровые отношения с коллегами-дефектоскопистами

Как поддерживать здоровые отношения с коллегами-дефектоскопистами

19 Декабря 2022
Как поддерживать здоровые отношения с коллегами-дефектоскопистами
19 Декабря 2022 - Как поддерживать здоровые отношения с коллегами-дефектоскопистами

Редакция «Дефектоскопист.ру» и специалисты ЕЦНК составили несколько рекомендаций, которые могут пригодиться для выстраивания здоровых взаимоотношений в звене дефектоскопистов или другом небольшом коллективе.

Простые правила корректного поведения в коллективе

Чтобы улучшить взаимоотношения с коллегами по лаборатории и предупредить возможные конфликты, можно рекомендовать следующее.

  1. Выстраивать профессиональные границы и уважать себя и окружающих. Для маленьких коллективов, особенно если в нём есть токсичные люди, характерно постоянное нарушение частных границ каждого члена этого коллектива. Стесняться как будто некого – и выражается это разными способами. В постепенном «спихивании» рабочих функций, в навязчивых попытках поговорить о «личном», в «приглашениях-провокациях» обсудить кого-то в его отсутствие, в систематическом отступлении от должностных инструкций, технологических карт, в небрежном обращении с аппаратурой и пр. Жаловаться ведь никто не будет – все «свои». На самом деле, в «корне» всего этого лежит неуважение – к себе, к своим коллегам, к своей работе. Поэтому «лечится» это воспитание в себе самом уважения, в том числе – окружающим, их времени, личной жизни, профессиональным интересе. Что касается неформального общения, то нужно помнить про «допустимый радиус сближения» с коллегами: есть темы, о которых лучше не распространяться. Причём этот «радиус» есть у коллег по ЛНК – поэтому если вы чувствуете, что собеседник не расположен к продолжению беседы, то лучше её закончить. Конечно, в индустрии неразрушающего всё немного сложнее: понятие о рабочем времени зачастую размыто. Плюс коллеги по лаборатории могут не только вместе трудиться, но и делить быт, например, проживая в одной съёмной квартире в командировке. Поэтому чётко разделить профессиональное и личное, допустимое и недопустимое в общении – бывает сложнее. Но как бы то ни было – исходить всегда нужно из чувства такта и уважения к себе и к собеседнику.

  2. Помогать коллегам. Это может выражаться и в больших (срочная подготовка к аудиту или сдаче пакета исполнительной документации заказчику), и в малых (соблюдение порядка на складе дефектоскопических материалов или поддержание оборудования в чистоте) делах. Не бойтесь «перетрудиться», если коллега попросил помочь с какой-то задачей. Подстраховывайте друг друга – даже если аппаратуру на выезд собирал ваш напарник, всё равно пройдитесь по списку и убедитесь, что тот ничего не забыл. Лучше так, чем обнаружить отсутствие важных принадлежностей уже на объекте и потом долго выяснять, кто виноват, писать объяснительные записки и пр. Поддержка особенно важна, если учесть, что вообще-то дефектоскопистам очень важна уверенность в себе и трезвая самооценка. К работе тех, кто отвечает за контроль качества, стоит относиться с пониманием и уважением - "игра на нервах" может сильно навредить таким сотрудникам. На заводских лабораториях и ОТК, где чаще всего лаборатория механических испытаний и неразрушающего контроля выстроена в единую структуру с одним общим руководителем, работники связаны ещё теснее. Взаимовыручка, готовность дополнительно сообща действовать на результат – во многих лабораториях это очень важно.

  3. Умерить ожидания. Никто не обещал, что на работе к вам будет какое-то особое отношение. Это нужно заслужить своей порядочностью, честностью и профессиональным подходом к делу. Никто не обещал, что на работе нужно обзавестись друзьями. Можно прекрасно прожить и без этого. Гораздо более прагматичным подходом будут сдержанные ожидания.

  4. Наладить чёткую деловую коммуникацию. «Задушевность», «панибратство», фамильярность, развязная манера речи в разговорах с коллегами – почти всегда неуместны на рабочем месте. Гораздо более предпочтительным нейтральный способ общения, основанный на вежливости, соблюдении субординации и чувстве такта. Категоричные оценки чьих-либо действий или ситуаций, особенно приправленные нецензурной лексикой, тоже не всем «к лицу» и могут спровоцировать если не конфликт, то предвзятое отношение со стороны коллег. Старайтесь использовать в речи больше «обезличенных» конструкций, а не обращённых напрямую к собеседнику. Не самый удачный вариант: «Ты взял не тот датчик». Нейтральный вариант: «По инструкции здесь нужен другой датчик». Не самый удачный вариант: «Твои снимки плохие». Нейтральный вариант: «Снимки не соответствуют требованиям». И т.д. То есть вы не обвиняете кого-то, не оскорбляете, не пытаетесь кого-то задеть или «уколоть». Вы излагаете объективные факты – так, как если бы вы это делали для абсолютно любого человека, будь то молодой ученик дефектоскописта или генеральный директор производственного объединения.

  5. Развивать «эмоциональный интеллект». Не нужно поддаваться на провокации и/или самому провоцировать коллег на конфликты. Переходить на личности при обсуждении спорных ситуаций – тоже плохое решение. Поддаваться эмоциональным «вспышкам» – это вообще неконструктивно, даже если вы уверены в собственной правоте на 100%. Даже если вас вынудили, даже если оппонент переступил эту черту – пусть этот срыв останется с ним и запятнает его репутацию, но не вашу. Излагайте факты, приводите объективные аргументы в свою защиту, оставайтесь уверенными в себе и спокойными.

  6. Придерживаться «здорового формализма». Любое производство живёт по букве документов – нормативных, методических, должностных, проектных конструкторских и т.д. Нужно хорошо их знать и не стесняться ссылаться на них в спорных ситуациях внутри лаборатории, а также между лабораторией и другими подразделениями/смежными подрядчиками. С другой стороны, бывают случаи, когда отступление от нормативов может пойти даже на пользу, особенно на ранних этапах карьеры. Так, жёсткие дедлайны и систематическая нехватка времени на стройках помогают научиться выдавать результат быстро и без переделок. Аналогично – отступление от СанПиН 2.6.1.3164-14, когда фактически РК проводит один специалист. Это всё очень тяжело, но, как впоследствии признают специалисты, может оказаться хорошей «школой». И да – ключевым здесь будет именно «разумное соблюдение», не следует путать это с «итальянской забастовкой». В зависимости от контекста дополнительные задачи могут указывать на то, что специалист растёт и доверия к нему становится больше. Это даже может стать чем-то вроде материального поощрения – в некоторых лабораториях командировки случаются не так часто, поэтому туда отправляют только наиболее ценных сотрудников, которым тем самым дают возможность дополнительно заработать.

  7. Избегать разговоров о политике. Шутки шутками, но такие беседы, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, в текущем моменте слишком «взрывоопасны».

  8. Трезво оценивать собственные знания и навыки и не стесняться обсуждать трудности с коллегами по лаборатории. Это вообще нормальная вещь – спрашивать, когда не удаётся разобраться самому. Само собой, надоедать более опытным коллегам со своими расспросами не стоит – лучше подходить к ним уже с определённой «подготовительной работой». Пробуйте сначала сами изучить вопрос и помните, что вы все делаете одно дело, а значит, помогать друг другу – это не одолжение, а производственная необходимость. Такой же подход – к рабочим спорам. Для дискуссий, подчас принципиальных, в индустрии НК есть «благодатная» почва: разночтения в руководящих документах (или отсутствие необходимых положений в НТД), физические основы того или иного метода (взять хотя бы разницу в усилии прижатия ПЭП в УЗК или интерпретацию сигналов в вихретоковом контроле), многообразие аппаратуры для НК, отсутствие единых стандартов обучения по НК в учебных центрах, большая ответственность (вплоть до административной или даже уголовной) за результаты и пр. Разные интерпретации изображений рентгеновских снимков при расшифровке – отдельная большая тема. Поэтому к «принципиальности» коллег лучше относиться с пониманием. При условии, конечно, что помощь коллегам укладывается в разумные рамки и не нарушает принципов, изложенных в п. 1 и 3.